Епископ Никанор: Два слова, идущие от сердца, всегда будут услышаны Богом

Интервью Епископа Минусинского и Курагинского Никанора газете «Власть труда».

Накануне Рождества Христова мы встретились с епископом Минусинским и Курагинским Никанором для традиционной рождественской беседы. Однако разговор наш вышел за сугубо праздничные рамки, получившись глубже и сокровеннее.

— Владыка, Рождество Христово — один из главных христианских праздников, который любят даже люди, далекие от церкви. На день рождения принято дарить подарки. А какой подарок и кому можно подарить в Рождество? Еще одну игрушку или сладость детям, что-то приятное родным и близким? Быть может, сделать пожертвование в храме?..

— Рождество — это рождение и приход в мир Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Он пришел, как сказали бы сегодня, в очень сложных бытовых условиях. В пещере, где пастухи держали в непогоду стада овец. Ведь в это время шла перепись, и не было возможности поселиться где-то в нормальных условиях. Иудея была одной из провинций Римской империи, а по установленным тогда правилам люди должны были переписываться в тех городах, откуда были родом. И семья Иисуса пришла в Вифлеем, и нашла пристанище в одной из пещер. И младенца Христа согрели материнская любовь и животные, которые там находились.

Ну, а мы что сегодня можем принести рожденному Христу? Дарить детям подарки, сладости. Маленькие ребятишки еще не вполне понимают смысл праздника, поэтому через подарки проявляется наша к ним любовь. Но в то же время мы их просим быть послушными, хорошо учиться и помогать взрослым.

А взрослым… Если мы считаем себя верующими людьми, то и должны следовать заповедям Божьим. Помощь ближнему, проявление заботы будет самым лучшим подарком в этот день. Не поленитесь, оторвитесь от телевизора, постучитесь к соседу или соседке, подарите пару апельсинок, пригласите на чаепитие. Навестите одиноких пожилых родственников, предложите помощь по дому, пообщайтесь, поинтересуйтесь здоровьем. И ваше внимание будет лучшим для них подарком.

— В нашу обыденную постсоветскую жизнь Светлый праздник Рождества Христова пришел с голливудскими детскими фильмами и сказками…

— Я бы так не сказал. Рождественские традиции присутствовали в обыденной жизни и советского человека. Но, если можно так выразиться, в суррогатном виде. Та же новогодняя елка, колядки, но не с прославлением Христа, а с пожеланиями счастья-радости…

Ведь, как сказал Достоевский — русский человек не может без Бога, он или с Богом, или против Бога, но не без Бога. Почему атеисты с таким остервенением уничтожали церкви? Если для них наше учение — это средневековье, а православные — это отсталые люди, так и дали бы этому всему отмереть естественным образом. Но ведь они разрушали церкви, истязали и истребляли священников. Да потому, что они были не без Бога, а именно против Бога.

Вот и вынуждены были советские актеры и режиссеры — а среди них, особенно в старшем поколении, очень много было верующих людей — подстраиваться под эту систему. Но в то же время они создавали прекрасные сказки, добрые и поучительные.

— Если спросить на Западе, какой ваш любимый семейный праздник, большинство ответит — Рождество. У нас в стране скажут — Новый год. Складывается впечатление, что общество в Европе и Америке более набожно, чем у нас, но… В тех же Соединенных Штатах есть церкви, в которых проводят обряды венчания для однополых партнеров, и священников этих никто не только не предает анафеме, но даже и не порицает. Что за парадокс такой?

— Это подход к религиозной традиции. Ведь православие требует от нас, чтобы мы знали историю церкви, Святое Писание. Вспомните Серафима Саровского, он говорил, что каждую неделю прочитывает Святое Писание и каждый раз открывает что-то новое! Это глубина познания, глубина веры.

На Западе другое отношение. После второго Ватиканского Собора католическая церковь отказалась от многих своих традиций, которые раньше были очень схожи с православными. Урезали Литургию, убрали Всенощное бдение, 40 минут самое большое Богослужение там осталось.

Как сказал один православный священник — православие пытается человека поднять на небо, а католичество пытается небо опустить до человека.

— Но и человеку ведь так удобнее?

— Да, православную церковь упрекают — почему вы постоянно говорите о грехах, о необходимости жить по заповедям, мол, сейчас общество живет по-другому, сейчас другие ценности, другое отношение к тем грехам, о которых вы говорите. Почему вы не становитесь терпимее? Но Господь, отправляя апостолов на проповедь, говорил им, что «вы есть соль земли», и если соль перестает быть соленой, то такую соль выкидывают. Вот и мы, если перестанем говорить обществу о пороках, а станем говорить только то, что всем приятно слышать и не тревожит совесть, то тогда нас останется взять и выкинуть.

Что же касается любимого семейного праздника, уверен: если бы не 70 лет советского атеизма, то и у нас в стране, отвечая на этот вопрос, называли бы Рождество.

Но традиции возрождаются, восстанавливаются храмы, строятся новые. Яркий пример в нашей епархии — село Маринино в Курагинском районе. Сами жители захотели построить в селе храм. Обратились к руководителю сельхозпредприятия, и он им помог — за лето подняли храм. Сами штукатурят, красят, учатся петь и читать молитвы. Пусть пока таких примеров немного, но они есть.

– Всего два года остается до юбилея Минусинска. Есть ли надежда на восстановление к этой дате Вознесенского храма?

– Могу порадовать – по Вознесенскому собору заканчивается разработка научно-проектной документации, она уходит на экспертизу, и к февралю проект будет готов. Предусмотрено восстановление куполов, колоколов, внутреннего убранства – то есть, по сути, собору вернут тот вид, который был до революции. Будет приведена в порядок и прилегающая территория. К юбилею города должны успеть.

Сдвинулась ситуация с капитальным ремонтом Спасского собора, которому требуется замена кровли, куполов и возвращение также к историческому виду. Начинается разработка научно-проектной документации.

Сложнее со Сретенским храмом (расположенным на старом городском кладбище. – прим. ред.). К сожалению, на сегодняшний момент он даже не законсервирован, несмотря на наши обращения в различные инстанции. А сами мы эту работу сделать не можем – статус памятника архитектуры не позволяет нам ни одного гвоздя там забить.

В целом за два года мы создали достаточно хороший задел. Прежде всего – началась духовная работа, активно заработали миссионерский отдел, молодежный отдел, по социальному служению ведется работа, даже несмотря на трудности, которое переживает в связи с коронавирусом наше общество. Самая большая наша проблема – просто катастрофически не хватает помещений. Но, если у нас всё сложится с духовно-просветительским центром, под который епархии передали здание бывшей типографии, проблема с помещениями будет решена. Там найдется место и для организованного у нас молодежного театра, который своими силами в прошлом году замечательно провел архиерейскую ёлку. И сестричество сделаем, что на еще более высокий уровень поднимет нашу социальную работу. Ведь к нам приходит достаточно много людей, желающих помочь Церкви в ее благотворительной работе. И духовно-просветительский центр, по нашим планам, станет не только местом, где мы сможем таких людей принимать, но и площадкой для проведения дискуссий, круглых столов, обсуждения самых разных вопросов, связанных с духовно-нравственной стороной нашей жизни.

– А если представить дискуссию по поводу пандемии коронавируса, скажите, какой урок, на ваш взгляд, должно извлечь человечество из этого ЧП мирового масштаба и как не впасть в уныние на фоне тревожных новостей?

– Верить. И помнить, что душа человеческая – бессмертна. Да, это испытание, которое переживает всё наше общество. И испытание это – на то, как мы себя поведем. Поможем ли ближнему, откликнемся ли? Идет проверка духовных основ общества. Ведь говорящих о необходимости добрых дел много. А много ли делающих добрые дела? Может быть, пришло время задуматься – а как мы живем, может быть, это тот звоночек, который если пропустит человечество, то потом будет поздно…

– Если позволите, задам вопрос глубоко личный. В Рождество Христово, помимо канонических молитв, о чем-то для себя молите Бога?

– Чтобы Господь дал силы. Задачи большие стоят. К сожалению, в силу человеческих каких-то немощей не всё получается сделать сразу так, как хочется. Но получается, потихонечку, с Божьей помощью. И, Бог даст, Минусинск станет для юга края духовным центром.

– А как помолиться человеку, который и молитв-то никаких не знает, если душа вдруг запросит обратиться к Богу?

– Человек молящийся знает, что Господь есть в каждом из нас, и порой достаточно короткой, но горячей мольбы, чтобы он нас услышал и направил. «Господи, помилуй!» – всего лишь два слова, но если они будут произнесены от чистого сердца, то Господь обязательно услышит даже такую коротенькую, но искреннюю нашу молитву и не оставит нас в беде, всегда поможет и утешит.

Хочу пожелать, чтобы Рождество стало семейным добрым праздником, который объединит и старшее поколение, и молодое. Который даст ответы многим людям на их недоумения и воцарит в семьях мир и любовь. Её нам так не хватает. В этой суете житейской мы куда-то бежим, за какими-то целями, которые сами себе ставим. А ведь самая главная цель – наша семья, наши дети, которых мы должны воспитать. Нам их дал Господь. Он не дал нам машину – на нее мы заработали сами, не дал нам положения – его мы добились в силу своего образования и работы. Он дал нам детей, и вот за детей Он с нас спросит. А еще Господь дал нам бессмертную душу, которую мы должны сберечь чистой для Царства Небесного. Настанет день, когда Господь потребует от нас отчета: как жили, сберегли ли свою душу способной к вечной жизни? Задумаемся, что мы Ему сможем ответить…

Евгений ДАШКЕВИЧ

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №1 (18.500) от 6 января, 2021