Икона для слабовидящих передана Спасскому собору

По благословению Высокопреосвященного Пантелеимона, Митрополита Красноярского и Ачинского, в дар Спасскому собору передана икона сибирских святых, блаженной старицы Домны Томской и священномученика Аркадия Мелекесского. Особенность образа в том, что он изготовлен специально для слепых и слабовидящих прихожан, которые могут тактильно осмотреть изображение, рядом с иконой помещена табличка, на которой шрифтом Брайля рассказано о святых. По молитве к святым, Бог укрепляет веру и духовное зрение тех, кто лишен зрения телесного.

О святой блаженной старице Домне Томской :

Домна Карповна (Слепченко), Томская (нач. XIX в. — 1872), блаженная старица.
Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь, в Каинский округ.
Поселившись в Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства. Постоянного жилища не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были некуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху этих узлов навешено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой и т.д. Все это имело весьма внушительный вес, который сопровождал Домну Карповну всю ее жизнь. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза.
Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников – «слепеньким».
Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению «в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму.»
Помня слова Священного Писания: «Праведник милует душы скотов» (Притч 12, 10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: «Заглянула я однажды в придел храма, — смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится — ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз.» Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.
Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.
Преставилась 16 октября 1872 года и была погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Томска. В 1984 году была прославлена как блаженная при установлении празднования Собора Сибирских святых. Её захоронение было разорено в советские годы, но впоследствии близ того места была воздвигнута часовня её имени.

О священномученике Аркадии Мелекесском :

Священномученик Арка́дий (Ершов), архиепископ Мелекесский. Родился в семье священника в Пермской губернии. Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1902 рукоположен в сан священника. Служил на разных приходах Пермской епархии: в селе Банновское Кунгурского уезда, в селе Шляпники Ординского уезда. С 1913 — благочинный 3-го Красноуфимского округа. В 1915 назначен священником 75-го стрелкового полка, с 1 марта 1917 — благочинный 12-й Сибирской стрелковой дивизии. 20 октября 1917 эвакуирован по болезни и прибыл к месту своего служения в село Стефановское Пермской епархии. В 1918 овдовел.Служил настоятелем в церкви Всех Святых города Кунгура. Активно выступал против обновленческого движения. В 1923 был избран председателем епархиального совета, на собрании православного духовенства и мирян рекомендован Патриарху Тихону для назначения на должность епископа Кунгурского, викария Пермской епархии.Постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода был пострижен в мантию, возведён в сан архимандрита.С 30 марта 1924 года — епископ Кунгурский.С 28 июля 1924 года — временно управляющий Свердловской (Екатеринбургской) епархией. Благодаря его деятельности Екатеринбургский, Нижнетагильский и Шадринский округи стали опорой Святейшего Патриарха Тихона на Урале. Много проповедовал, участвовал в диспутах с атеистами.С 1925 года — епископ Кунгурский (на самостоятельной кафедре).С февраля 1927 года вновь временно управляющий Свердловско-Ирбитской епархией. Поддерживал митрополита Сергия (Страгородского).С 23 января 1929 года — епископ Омский. Прибыл в Омск марту 1929 года.С 23 октября 1930 года — епископ Чебоксарский.С ноября 1931 года — епископ Свердловский и Ирбитский. Через две недели арестован и этапирован в Омск, где приговорён к трем годам ссылки в Казахстан.В апреле 1935 года освобождён. Тогда же возведён в сан архиепископа.Был отстранён от церковного управления, не допущен к месту своего архиерейского служения — в город Свердловск и проживал, а фактически, под домашним арестом, в посёлке Балмошная в пригороде города Перми, оставаясь титулованным архиереем Свердловским и Ирбитским.С 30 сентября 1935 года — архиепископ Мелекесский, управляющий Ульяновской епархией.29 сентября 1935 года был арестован, приговорён к пяти годам лишения свободы и этапирован в Сибирь.22 октября 1935 года уволен на покой.В 1937 арестован в лагере по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группе, состоявшей из епископов и священников, которые якобы вели среди заключённых антисоветскую агитацию. Виновным себя не признал. Тройка УНКВД по Кемеровской области своим постановлением от 28 октября 1937 приговорила его к расстрелу. Был расстрелян 3 ноября 1937 в лагере недалеко от Кемерово.Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.