«Золотыми куполами засияет минусинский Спасский собор» (материал газеты «Власть Труда»)

Уже в этом году главный кафедральный храм Минусинска изменит свой внешний облик.

Горожане, конечно, обратили внимание, что начались реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения. Храм, как и многие другие старинные здания Минусинска, приведут в порядок к 200-летию города, празднование которого намечено на 2023 год.

Подрядная организация ООО «РК Авангард» из Красноярска уже сняла купола со Спасского собора. Строители приступили к их реставрации. Кресты и купола планируется привести в надлежащий вид и украсить сусальным золотом.

Кроме того, в соборе отреставрируют окна и двери. Так как святыня является памятником культурного наследия, менять оконные рамы не будут. Старинные окна освободят от старой краски и нанесут новое покрытие.

– Также будет отреставрирована вся внешняя часть собора, его покрасят и сделают новую опалубку, – пояснил начальник территориального подразделения в Минусинске КГКУ «Управление капитального строительства Красноярского края» Вадим Горелов. – Отремонтируют кровлю, систему водоснабжения, благоустроят прилегающую к храму территорию и установят малые архитектурные формы. Работы по реставрации Спасского собора планируется завершить к концу этого года.

Еще в 90-е годы прошлого века здесь находили зерна

Минусинский Спасский собор является одним из старейших каменных соборов на юге края.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Минусинске возводился в 1803-1814 годах вместо деревянной церкви, построенной здесь в 1781 году. Строительство кирпичного здания велось артелью, возглавляемой мастером Степаном Иосифовичем Дудиным, по его собственному проекту.

Священник С. Круглов рассказывает о реставрации храма

– По мере того, как купеческое поселение строилось и развивалось, получив статус города, деревянная церковь уже не вмещала в себя всех православных прихожан. Тогда и было принято решение строить на месте деревянной каменную церковь, – рассказывает клирик Минусинского Спасского собора священник Сергий Круглов. – Первоначально храм состоял из двух приделов: Спаса Нерукотворного и Покрова Пресвятой Богородицы. В 1853 году на средства купца Масленникова (а это более 11 тысяч рублей серебром) с левой стороны пристроили придел в честь святителя Николая Чудо-творца, и минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года она была переименована в соборную. В 30-е годы прошлого века собор, как и многие другие храмы в России, закрыли, однако, к счастью, не разрушили. Иконы разнесли по домам, верующие прятали их по чердакам и подвалам, а собор обустроили под зернохранилище. И только в 1943-1945 годах в Спасском соборе были возобновлены богослужения. Ещё в 90-е годы, после перестройки, в трещинах полов и стен находили зернышки. В архивах музея им. Мартьянова есть фотографии, где собор практически на высоту до середины стен забит зерновыми.

Изначально топился собор углем. Эти печи и сейчас являются частью архитектурного ансамбля храма. Но из-за храмовой росписи смотрятся они скорее как колонны, нежели как отопительные котлы. При этом все четыре являются рабочими.

– Центральное отопление в соборе провели в 90-е годы, когда настоятелем был назначен ныне покойный протоиерей Михаил Пристая, – рассказывает батюшка. – Именно при нем появились и отдельная крестильня, сторожка, хозпостройки. А до того времени во дворе храма складировали уголь на растопку. Крестильню решено было строить как отдельное помещение, потому что желающих принять крещение в непростую для страны перестроечную пору было предостаточно. Летом и она порой не вмещала верующих. Тогда купель выносили во двор и проводили крещение на улице. Сегодня такого большого потока желающих окреститься уже нет, потому крестят, как и прежде, в самом храме, а новое здание отдано под административные помещения епархии.

Собор цвета небесной славы

По словам отца Сергия, как минимум за последние полвека храм не реконструировался. Менялось лакокрасочное покрытие, ремонтировалась кровля, прилегающая территория, но масштабных восстановительных работ не было.

– После Великой Отечественной войны, когда храм вновь стал использоваться как место для общей молитвы, люди понесли сюда старинные иконы, – рассказывает отец Сергий. – Старинные – по меркам нынешнего поколения, то есть те, что сохранились со времен Октябрьской революции. Таких икон в соборе много. А вот икон особо древних, скажем, писанных до раскола, в храме нет. В течение большей части ХХ века и росписей на стенах храма не было. Первые росписи, по архивным данным, появились здесь в 60-х годах прошлого века. По воспоминаниям старожилов, выполнил их священник Андрей Бурдин, служивший тогда в соборе: он был хорошим живописцем и разбирался в иконописи.

Если присмотреться, в Никольском и Покровском приделах храма можно заметить росписи нашего минусинского художника Александра Терентьева. Росписи в западной части храма, а также расположенные ближе к центральному входу в собор – тоже творение местного художника, Юрия Соскова. И те, и другие исполнены уже в начале 2000-х годов. На стенах и в иконостасах храма можно увидеть иконы, выполненные в самых различных иконописных стилях. Есть образы, писанные в традиционном «итальянском» стиле, то есть те иконы, которые в основном изготавливали массово, поточно, в иконописных мастерских. Есть иконы, выполненные в древнерусском стиле (восходящем к Византии и Древней Руси), написанные старообрядцами. Есть и иконы домашние, которые писались специально для православной семьи. На них помимо главного святого в клеймах, как правило, изображены и другие святые, в честь которых названы дети, внуки, члены семьи. Такие иконы служат для историков источниками сведений о семьях прошлых времен.

Кстати, цвет, в который выкрашен Минусинский собор, тоже не случаен. В зависимости от того, в честь какого святого построена церковь, выбирается и цвет. Так же как облачения священников меняются в зависимости от православных праздников. На Троицу, например, священники проводят богослужения в зеленых облачениях, на Рождество Христово – в белых, голубой – это цвет Богородицы, на Пасху служат в красных облачениях, на дни святителей или апостолов храм убирают в золотистый (желтый).

Насколько помню историю нашего храма, которая прошла долгий путь с 1803 года и до наших дней, он всегда был желтым, цвета небесной славы.

Складень Богородицы, монеты, посуда…

В начале июля в храме начнутся изыскательные археологические работы. Это обычная практика для памятников культурного наследия. Подобные работы сегодня ведутся в соседнем здании Минусинской воскресной школы, которая также является памятником культурного наследия.

За несколько недель работы на площади 300 квадратных метров археологи из Красноярска, подняв двухметровый слой почвы, нашли уникальные предметы быта и утвари наших предков.

– Мы исследуем русский слой, относящийся к XVIII-XIX векам, – рассказывает заместитель начальника археологической экспедиции Валерия Денисенко. – Из самых ценных экспонатов удалось найти трехстворчатый медный складень иконы Пресвятой Богородицы, который носили в основном путешественники, не всегда имевшие возможность бывать на богослужениях. А также бронзовый нож, монету времен Екатерины Великой (1792 года), монеты времен правления Николая Первого и Николая Второго… Много остатков керамической и фаянсовой посуды, кости крупного и мелкого рогатого скота, масленку для механических изделий, курительную трубку, предметы, пользовавшиеся популярностью в Сибири в XVIII веке. Судя по монетам и остаткам утвари, люди здесь в свое время жили весьма зажиточно. Сейчас какие-то конкретные выводы делать рано. Все находки будут переданы на вторичную обработку и экспертизу, а затем отданы на хранение в Минусинский музей им. Н.М. Мартьянова.

Удивительно, как, с одной стороны, далека, а с другой – близка к нам история. Мы ходим по той же земле, где ходили, строили, воевали, любили, страдали наши предки. Они так же, как и нынешние православные христиане, берегли на груди крестики и маленькие складни, которые помогали им в пути, хранили какие-то ценные для них вещи, оставшиеся от отцов и прадедов. И сегодня каждая находка археологов – это, по сути, ниточка в прошлое, которое соединяет нас – все человечество – в неразделимое целое от начала ВСЕГО до наших дней. А Спасский собор – отчий дом для многих поколений минусинцев, на протяжении веков слышащий все наши чаяния и мольбы.

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №24 (18.575) от 16.06.2022

Ольга НовиковаКорреспондент