Заметка с таким названием — строчкой из стихотворения поэта Варлама Шаламова — появилась в 2009 году в уникальном сборнике «Мир праху, честь имени», материалы которого, собранные участниками проекта «Минусинский некрополь» и изданные информационно-издательским агентством «Надежда и мы», рассказывают о минусинцах, погребенных на старом городском кладбище — священниках, купцах, мещанах. Этот сборник, с приложением путеводителя по кладбищу и его особо памятным местам, недавно выдержал второе издание, а местные краеведы, сотрудники Минусинского краеведческого музея им. Н. Мартьянова, участники проекта «Минусинский некрополь» и энтузиасты-волонтеры продолжают работу по сохранению исторического наследия на старом кладбище.
В заметке, написанной клириком Спасского собора г. Минусинска иереем Сергием Кругловым по сохранившимся устным свидетельствам православных верующих, в течение нескольких поколений передававшимся в Минусинске, рассказывается то немногое, что народная память сохранила о «блаженном Илюше» — минусинце Андрее Лукиче Филимонове, подвижнике благочестия. Из этих рассказов известно, что жил он в годы конца 19 — начала 20 века, был истово верующим. Посвятив свою жизнь молитве и аскезе, он оставил все мирские попечения, жил на подаяние (чаще всего его можно было встретить на Песках — так называлась окраина Минусинска, где был расположен рынок, ныне называемый «старым», издавна бывший местом стечения крестьян и купцов из Минусинска и окрестных сёл). Из того, что подавали люди, он сам помогал нищим и нуждающимся, и стяжал от Бога особую благодать юродства, за что был почитаем верующим народом, — блаженных и юродивых всегда любили на Руси, просили их о предстательстве в молитве к Богу, прислушивались к ним, немало блаженных прославлено Церковью в лике святых. Оставив вместе с земным имуществом и свое мирское имя, юродивый подвижник называл себя Ильёй, в честь любимого святого — пророка Божия Илии, одного из тех избранных Божиих, которые грозно обличали народ в дни его отступления от Бога и веры. Рубеж веков — время непростое в Российской империи, время, когда зрели, одна за другой, войны и революции, шатались вековые устои русской государственности и церковности, когда тяжким испытаниям подвергалась вера и совесть каждого жителя России… Блаженный Илюша, бегая по улицам Минусинска, кричал: «Горим! Горим, православные!», предрекая горожанам огненные годы революции, трагические потрясения, связанные с ней. Скончался блаженный в 1905 году — году первой русской революции.
Официальных данных о жизни Андрея Лукича Филимонова, его портрета, не осталось. Но в Минусинском краеведческом музее им. Н. Мартьянова сохранилось фото, сделанное Николаем Фёдоровым (1878-1918), российским фотографом, издателем, автором большого количества снимков на тему археологии, этнографии и антропологии Южной Сибири. Это фото похорон блаженного Илюши, сделанное возле Спасского собора 25 февраля 1905 года, и о почитании подвижника само за себя говорит огромное количество народа, пришедшего проводить усопшего в последний путь. И осталась его могила на старом городском кладбище, недалеко от Сретенского кладбищенского храма: сквозь все лихолетия советской истории, из поколения в поколение, местные верующие берегли могилу от исчезновения. Это было очень непросто, ведь с попустительства безбожных властей вандалы упорно стремились буквально не оставить камня на камне от христианских захоронений, были сшиблены кресты, многие надгробия выворочены, закиданы мусором, от Сретенского храма остались только полуразрушенные стены… Но предание о блаженном Илье жило, несмотря на запреты, на его могилу приходили верующие, ухаживали за ней как могли, молились, просили о помощи и получали ее.
В мае этого года силами прихожан Спасского собора на могиле Андрея Лукича Филимонова — минусинского блаженного Илюши — установлены новые мраморные крест и надгробие, молебен на освящение совершил клирик Спасского собора иерей Сергий Круглов. А белые пятна истории православия на юге Сибири ждут своих исследователей.
* * *
Я сказанье нашей эры
Для потомков сберегу.
Долотом скребу в пещере
На скалистом берегу.
Тяжело, должно быть, бремя
Героических баллад,
Залетевших в наше время,
Время болей и утрат.
На заброшенных гробницах
Высекаю письмена,
Запишу на память птицам
Даты, сроки, имена.
Мне подсказывают чайки,
Куропатки голосят,
Две сибирских белых лайки,
Трое синеньких лисят.
И, моргая красным глазом,
Над плечом сопит сова.
Умиляется рассказу,
Разобрав мои слова.
Варлам Шаламов

Федоров Н.В. Похороны блаженного Илюши. 25 февраля 1905 г. Фото из архивов Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. Мартьянова.

Прихожане Спасского собора у могилы блаженного Илюши. 1996 г. (из частного архива)


Обновленное надгробие, 19 мая 2025 г. (из частного архива)


Документальный сборник «Мир праху, честь имени», посвященный старому городскому кладбищу Минусинска, изд. 2009 г.


